Будет ласковый дождь (1984)

Название: Будет ласковый дождь
Год выхода: 1984
Режиссура: Назим Туляходжаев
Сценарий: Назим Туляходжаев, Рэй Брэдбери
Операторская работа: Владимир Никитин
Композитор: Феликс Янов-Яновский
Продолжительность фильма: 10 мин.
Актёры:
Сюжет фильма: Робот делает завтрак, раскладывает столовые приборы, зовет людей. Но они не приходят. Людей просто больше нет. Мультик о том, что произойдет с человечеством, если люди не задумаются, что они творят.


7 комментариев

  1. Восьмидесятые года прошлого столетия давили непонятной детскому разуму депрессией. Где-то на уровне чувств воспоминания фиксируют страшные картины, имеющие условное отношение к происходившему вокруг системному распаду. Серый пожелтевший плакат гражданской обороны в челябинском общежитии, рассказывающий о первых действиях защиты при вражеских атаках с применением атомных бомб. Горящие люди в противогазах и ОЗК. Выцветшие журналы «Техника молодежи» под отцовским креслом. На самой выразительной обложке — гигантский ядерный гриб над башнями храма Василия Блаженного. Жуткие и в тоже время красивые стихи о последнем человеческом вздохе. Грубая бумага, зеленовато-коричневые рисунки. Антиядерная истерия, достигшая своего логического апогея. Печальный колокол Чернобыля. Сегодня, оглядываясь назад, начинаешь отчетливо понимать, что анимационная экранизация самого мрачного и депрессивного рассказа из репертуара Рэя Бредбери могла появиться только в тех условиях.
    «Будет ласковый дождь», экранизированный Назимом Туляходжаевым, достаточно вольно обходится с буквой книги американского фантаста. Общие черты и атмосфера сохранены, и именно благодаря им кажется, что смысловой посыл рассказа передан точно. Полуразрушенный дом, чудом уцелевший после ядерного удара. Робот-слуга, выполняющий заложенную программу. И величавая, чарующая тишина погибшего мира. «Когда прервется этой жизни нить, когда для нас последний час настанет…» Ощущение безысходности, прорезанное гнетущим «Machina ex deo». Подтверждая тезис Жака Лакана, машина здесь всего лишь портрет человека. Пропитанная эдиповым комплексом к своему создателю, она неукоснительно выполняет заданный однажды ритуал, заботливо готовя завтраки и запуская старую патефонную пластинку. Она лишена свободы выбора, и кажущийся безумием бунт является лишь отражением агрессивно прописанной программы защиты бункера. Человек-бог умер. Христос на кресте вторично распят. Мир утонул в безмолвии. «Ласковый дождь» — мультфильм-пророчество, мультфильм-предупреждение. Но это всего лишь первичная и самая простая кодировка ленты. То, что лежит на поверхности.
    В восьмидесятые годы тема ядерного апокалипсиса была достаточно актуальна. «Письма мертвого человека», «Нити», «Когда дует ветер», «Могила светлячков», «Босоногий Гэн», — вот далеко неполный перечень картин, рассказывающих о людях, уцелевших после катастрофы. Но эта катастрофа — физическая и при всех психологических ужасах ограничена кошмаром технического прогресса. В восьмидесятые в Советском Союзе наступает так называемый кризис веры в «утопический рай», построенный на рациональности и технических революциях. Человек оказался потерянным во временном потоке. И эта потерянность нашла свое отражение на целлулоиде. В «Ласковом дожде» реальность становится абсурдным и безбожным миром, населенным утратившими надежду и ясно мыслящими машинами. Невыносимый карнавал кривится непонятными масками. И вот уже робот-слуга, читающий советский стишок американским детям, приобретает человеческие черты. Машина взволнована и напугана неожиданным одиночеством. Морфологическая притчевость начинает выстукивать вторичную кодировку, обнажая второе дно ленты.
    Действительно, привыкший к определенному складу жизни человек сам постепенно превращается в «позвоночную машину». Жиль Делез, например, ставит равенство между человеком разумным и машиной, способной реализовать свои желания. И именно при осознании своего одиночества робот-слуга становится похож на человека. В противовес случайному пожару из рассказа, охота на птицу кажется пропитанной логикой. В мультфильме голубь не вызывает сбой программы, он порождает в буквальном смысле вспышку слепой ярости. Понимание своего одиночества вырывает машину из циклического ритуального спокойствия. Она способна, причинять боль, и потому бросает все силы, чтобы доказать свою «биологичность», доказать свое право называться «живой». Пиком в ее молчаливых размышлениях становится сцена добровольного ослепления, словно выдернутая из трагедии о царе Эдипе. Робот (а вернее маленький человек под его маской) не может найти себе место в новом разрушенном мире. Он может лишь созерцать обломки величественной империи, но не восстановить ее. Поэтичный ход Туляходжаева превращает рассказ из предостережения в зеркало, в котором сквозь гротеск и гиперболизированный ужас, прорывается страх перед неизвестностью, одиночеством и покорной обреченностью. «Весь этот мир как прежде будет жить. Все будет жить, и только нас не станет».
    Луна была желтой, а ночь молодой. Лента Назима Туляходжаева объединяет джазовые напевы и постапокалиптическую эклектику задолго до появления моды на радиоактивные пустоши. Невероятный, мрачный и чарующий мультфильм перерос своего литературного отца. Обладая месмерически-гипнотизирующим рисунком он безапелляционно вламывается в подсознание зрителя. Анимационная притча получилась универсальной, многослойной. Ее нужно пережить, прочувствовать, увидеть что-то свое. В конечном итоге, в подобных произведениях финальные акценты всегда расставляет зритель.

  2. Мультфильм, как мультфильм. Что-то в стиле авторского проекта. Если бы не анонс к нему, то было бы трудно понять о чём он повествует. Наверно не плохой, раз людям нравится. Я не специалист в мультипликации, но мне больше по душе такие мультяшные проекты как «Маугли» или «Золотая антилопа» не говоря уже о «Ну, погоди». В данном случае мне кажется мультипликационный проект получился более апокалиптичным чем сам рассказ по которому он сделан. Неожиданно получил ещё один положительный эффект после просмотра данного мультипликационного произведения. Взял и перечитал все «Марсианские хроники» Р. Брэдбери. А потом отметив карандашом пару-тройку рассказов обязательных к прочтению отдал книжульку соседским школьникам, тем самым освободив место в домашней библиотеке для более достойных литературных произведений. И в моём далёком детстве автор не сумел меня впечатлить своими посредственными фантастическими (бредовыми) рассказами, а сейчас перечитывать его писанину, вообще нет ни какого желания. Ну а мультик по своей художественной ценности думается пятёрочку из десяти — заслужил.
    5 из 10

  3. Рэй Брэдбери один из гениальнейших писателей, вряд ли кто-то будет с этим спорить. Но режиссеров никогда не волновал дар автора, написавшего того или иное произведение. Часто их бездарные экранизации портят всё. Например, так произошло с отличным произведением Брэдбери «И грянул гром».
    Но здесь совершенно другой случай. По этому рассказу невозможно было бы снять хороший фильм. Поэтому сняли мультфильм, слегка психоделический, пугающий, даже жуткий, но в лучших традициях советской мультипликации.
    Это потрясающее творение повествует о том, что же будет с человечеством, если оно не остановится. Вроде идея забитая, но представлена она как в рассказе, так и в мультфильме гениально. Особенно хорошо прорисован эпизод с несчастной птицей — он просто не может оставить равнодушным.
    Великолепная короткометражка, которую никогда не смогли бы так снять в США.
    10 из 10

  4. Рэй Брэдбери — однозначно один из лучших писателей в литературе и мало кто будет оспаривать это. И поэтому неудивительно, что из множества его экранизацаций, большинство оказались заметно хуже первоисточников и не дарили тех эмоций, что заложены в книгах.
    «Будет ласковый дождь» — редкая экранизация Брэдбери, сумевшая передать эмоции от самого произведения — ту печаль, безысходность и тоску, которая была и в книге. Данный мультфильм снят по мотивам предпоследней главы «Марсианских хроник» и снят, надо заметить, очень близко к самому произведению, что тоже только добавляет ему баллов. Но главное его достоинство — его спокойно можно воспринимать и отдельно от книги, и даже если вы не знакомы с «Марсианскими хрониками», то данный мультфильм оцените по достоинству.
    Данную короткометражку я советую к просмотру абсолютно всем, ведь в ней заложен немалый смысл (при своей то продолжительности), да и эмоции мультфильм оставляет достаточно сильные. Это одна из тех экранизаций, которую не стыдно назвать образцовой; просмотр которой, наверняка, и для вас станет стимулом для прочтения «Марсианских хроник» — культового научно-фантастического шедевра. Ведь «Будет ласковый дождь» — это лишь маленький кусочек гениального произведения.
    10 из 10

  5. Безусловно, лучшая экранизация произведений Брэдберри. За основу взят небольшой рассказ из Марсианских Хроник. Насколько я помню, предпоследний.
    Такое могли снять только в СССР и только на Узбекфильме. В мультфильме используются такие художественнные приемы, которые и не снились голливудским блокбастерам. Он буквально пропитан безысходностью и ужасом.
    Жизнь после ядерной катастрофы. Какой она будет? Да и будет ли вообще? Для людей уже не найдется места на Земле. А роботы катастрофу даже не заметят. Также изо дня в день они будут исполнять свои обязанности, пока не развалятся от времени.
    Несмотря на полнейшее отчаяние, концовка дает нам надежду на то, что Земля не погибла, она еще может возродиться, но уже без нас.
    И ни птица, ни ива слезы не прольет,
    Если сгинет с Земли человеческий род
    И весна… и Весна встретит новый рассвет
    Не заметив, что нас уже нет.
    10 из 10

  6. Мультфильм отличается от оригинального рассказа довольно существенно. Рассказ — вполне сюжетное произведение, хоть и с подоплекой, а мультфильм, наоборот, притча. Печальный, жутковатый этюд на тему постапокалипсиса.
    Змеевидный робот, обслуживающий некий дом в Америке, включившийся впервые после какой-то катастрофы (возможно, с большим перерывом), пытается делать то, что необходимо было в мирное время. Система его явно повреждена — он не воспринимает, что хозяев больше нет, хотя «зрение» сохранно, отправляет в Новый год детей в школу, на птицу, залетевшую в окно, реагирует совершенно неадекватно…
    Зрителю невольно представляется, что робот — не просто машина. Кажется даже, что «в глубине души» он понимает, что хозяева мертвы и его существование потеряло смысл, но не может с этим смириться. Его последний поступок тоже выглядит не случайной ошибкой, а скорее аффективным порывом.
    Интересно показана очередность постепенного «ухода» человечества. Еще до начала сюжета закончилась жизнь тел. Потом уходит божество, так как некому больше верить в высшие силы (сильный эпизод с распятием), потом — творения человеческих рук (сам робот), и только искусство еще остается… возможно, в наследство будущему, где «нас уже нет».
    Несколько смущает то, что американцев в школу будят русским дореволюционным стихотворением, и что на превратившемся в пепел человеке сохранились работающие наручные часы, но, с другой стороны, в притче матчасть большой роли и не играет.
    8 из 10

  7. Один из сильнейших мультфильмов-короткометражек по мотивам произведения Рея Бредбери, запомнившийся мне почище многомиллионных «Армагеддонов» и прочих фильмов о грядущих катастрофах.
    Мы привыкли наблюдать, как судьба человечества решается в широкомасштабных баталиях между добрыми супергероями и злобными, обреченными на провал, тиранами либо несущимися к земле на полной скорости кометами и астероидами… А как насчет обычных людей, ведущих свою повседневную, тихую-мирную жизнь, к которым катастрофа приходит бесшумно и незаметно, как-то даже буднично — и так же буднично, легким движением, стирает с лица земли всякую память о том, кем ты был на этой земле.
    10 из 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *