Дудочка и кувшинчик (1950)

Название: Дудочка и кувшинчик
Год выхода: 1950
Режиссура: Виктор Громов
Сценарий: Валентин Катаев
Операторская работа: Елена Петрова
Композитор: Антонио Спадавеккиа
Продолжительность фильма: 10 мин.
Актёры: Георгий Милляр
Сюжет фильма: Напевая песенки, дети гуляют по лесу и собирают ягодки для вкусного варенья. У мальчиков собирать ягоды легко получается, а маленькая девочка Женя очень расстроилась. Потому что совсем не может найти ягодки, ведь они все прячутся под листочками. Села Женя на пенек и заплакала.
И вдруг, появляется грибок-боровичок с волшебной дудочкой. И как только дудочка начинает играть, вся поляна покрывается ягодами. Старичек-боровичок предлагает Жене обменяться, — дудочку на кувшинчик. И девочка мигом соглашается.
А набрав полные ладошки ягод, девочка понимает, что ей некуда их складывать. И она мчится обратно к дедушке-боровичку, чтобы вернуть свой кувшин и наполнить его ягодами.


3 комментария

  1. Искромётный, яркий, поучительный и поистине содержательный мультфильм этот, наверное, наши родители старались показать нам ещё с самого детства, дабы «наставить на путь правильный», научить нас уму-разуму…
    В общем-то, в качестве пособия, какого-то наглядного примера сей мультфильм выступает как нельзя отлично — «труд, и только труд делает человека человеком», — такой фразой можно подвести итог увиденному в этой картине.
    Всегда лично сам я ставил себя на место главной героини мультфильма, и подолгу раздумывал, что бы я взял в качестве инструмента для сбора ягод — дудочку или кувшинчик (ведь явно же не всё вместе!). Останавливался, как ни странно, на дудочке, при условии, что собирать ягоды следует в ладони, а дудку не вынимать изо рта, или, напротив, взять кувшинчик и спокойно себе набирать его до краёв. После таких раздумий действительно извлекаешь и мораль, и смысл, и главную изюминку мультфильма, которая каждому человеку будет представляться по-своему в виде того самого «помощника» для сбора лесных ягодок.
    До сих пор не премину пересмотреть этот великолепный мультик, который, хотя и заучен чуть ли не наизусть, но каждый раз подарит повод для раздумий и размышлений по теме, согласитесь, затрагивающей нашу жизнь, нашу повседневную жизнь, которая без труда, стараний и действия представляется чем-то не тем, не так ли?..

  2. Однажды девочка Женя, получив практически задаром относительно чудесный артефакт (относительно — потому что хотелось бы, чтобы ягоды не только показывались, но и сами собирались, по меньшей мере), не сумела им воспользоваться. Что, казалось бы, проще — сказать дудочке «играй» и собрать ягоды в лопух (как она сделала это позже, кстати) или в подол. Но тут встала ребром проблема необходимости трудиться, и девочке Жене пришлось, дабы донести мораль до зрителей, собирать землянику старым методом. По мне, так затраты сил на первый и второй методы одинаковы, но предположим, для Жени это было не так.
    Проблема вообще-то спорная. Трудиться просто потому, что трудятся пчелы, белки или муравьи (чего они, вообще-то говоря, не делают — они занимаются лишь выживанием, а не сознательным трудом), да и кто-либо вообще, малопочетно. Некоторые и мышей едят, как справедливо заметил пес Шарик. Труд ради труда оправдан и хорош при творческой и научной деятельности, и в прочих случаях — если доставляет человеку радость от собственно процесса. Немаловажна обычно польза. Занятно, что видеоряд показывает и пользу от труда — набраны ягоды для варенья, и радость — Женя ощутила себя в силах собрать кувшинчик и даже больше (пусть ее и пришлось для этого, грубо говоря, «взять на слабо»). Но акцент в аудиоряде поставлен на морализаторстве рода «давай-давай, трудись, ты ничем не лучше других». Что ж, спишем на пятидесятый год.
    Мило, что образ Жени очень точно обрисован. Большинство детей ее возраста и правда эгоцентричны, несобраны и капризны, но при этом хотят и стремятся быть хорошими. Приятно, что авторы не стали бичевать «пороки», а показали — хоть и довольно примитивный — способ скорректировать такие особенности ребенка, не нанося ему особого вреда. Большой вопрос, оценит ли столь маленькая девочка необходимость помочь братьям (они ей ведь братья?), или другие сложные мотивы. Зато невинная провокация обычно удается.
    Воспитательная ценность этого мультика остается под вопросом. Не припомню, чтобы я в детстве стала как-то меньше лениться после его просмотра (или прочтения сказки), мне больше было жалко такой бездарной потери героиней дудочки. Честное слово, мне и сейчас кажется, что такую прикольную вещь стоило бы сохранить. Намного сильнее и острее проблема идиотского использования могущественного артефакта поставлена в «Цветике-семицветике», а особенно в его экранизации, которая, кажется, называется «Последний лепесток». Слава богам, что там героиня (мнится мне, тоже Женя…) хоть последний лепесток употребила на настоящее чудо, да и то, о суетность, случайно, не из высоких побуждений. Тот мультфильм дает много очков вперед этому, так как расчитан и на взрослую аудиторию тоже, и при этом не вдалбливает свою мораль прямым зачитыванием (ленивый прием!).
    Но как сказка для младшего возраста «Дудочка и кувшинчик» смотрится неплохо. Детям нравятся повторяющиеся элементы, они находят в этом какой-то своеобразный юмор, а мораль они обычно пропускают мимо ушей. Появление старичка-боровичка мне лично в детстве запомнилось больше, чем все его и дятловы наставления. Мультфильм был о лете и землянике, а не о необходимости трудиться.
    5 из 10

  3. Выйдешь солнечным летним днём на опушку леса, и раскинется перед тобой поляна усыпaнная ягодaми, затаившимися под вырезными листиками. Прячутся от взгляда сaмые молодые ягодки, ещё совсем зелёные. Поворачиваются к солнышку то розовой, то белой щёчкой землянички постарше. Светятся в траве, как весёлые огоньки уже созревшие, крупные и крaсные. А ягоды-стaрички, самые сладкие, тёмные, душистые, покрытые жёлтыми семечкaми, так и манят: «Сорви меня». Трудно удержаться и не отправить в рот пригоршню первой поспевшей земляники, крупной, сочной, ароматной.
    В рисованном мультфильме режиссера Виктора Громова «Дудочка и кувшинчик» (1950), экранизации сказки Валентина Катаева, вышедшей на экраны в 1950 году, трое ребятишек, Петя, Павлик и Женя отправятся в лес за земляникой для варенья. Собирать землянику — занятие медленное и однообразнное. «Собирай по ягодке — принесешь кузовок», — учат родители детей, и для младшей, девочки Жени, этот поход станет важным уроком. Может быть, оттого, что маленькие дети часто непоседливы и нетерпеливы по натуре, Женя, по началу, капризничает и ленится. Но день в лесу станет особенным, она многому научится, а, главное, поймёт, что надеяться всегда надо на себя, даже если веришь в чудеса, потому что магические силы, которые совсем рядом, предложат помощь, но не волшебную палочку, выполняющую любое желание. Только к тому, кто готов потрудиться от души, будет лес щедрым на подарки, и откроет прилежному свои ягодные места.
    Добрый, развлекательный и поучительный мультфильм, полюбившийся и маленьким детям и их родителям, уже более 60 лет вызывает улыбку и ненавязчиво воспитывает, потому что вовсе не устарели его главные темы: терпение, стараниe, трудолюбие и настойчивость. Ho привлекательность «Дудочки и Кувшинчикa» не только в осознании того, что без труда и рыбки из пруда не выловишь, и кувшинчик ягодами не заполнишь. Эта крошечка-киношечка — типичный мультфильм начала 1950х годов, эпохи высококачественной детской анимации, окрашенной в гармоничные и нежные цвета, с забавными и симпатичными персонажами и с лёгкими запоминающимися мелодиями. В озвучивании «Дудочки и Кувшинчикa», как и сотни других мультиков, принял участие Георгий Милляр, обладатель необычного голоса и узнаваемой внешности, которые сделали его самым сказочным актёром советского кино: заслуженной Бабой Ягой, выдающимся Кащеем Бессмертным и почётным чёртом с рогами киносказочного королевства. Сделанный талантливыми людьми, которые хорошо понимали, что над детскими картинами необходимо работать даже усерднее, чем над взрослыми, «Дудочкa и Кувшинчик», в числе ярких, добрых короткометражных лент своего времени, прокладывал дорогу будущим шедеврам советской мультипликации, таким, как «Золотая Антилопа» (1954) и полнометражная «Снежная Королева» (1957) Льва Атаманова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *