Контакт (1978)

Название: Контакт
Год выхода: 1978
Режиссура: Владимир Тарасов
Сценарий: Александр Костинский
Операторская работа: Кабул Расулов
Композитор: Джордж Гершвин, Нино Рота
Продолжительность фильма: 10 мин.
Актёры: Леонид Чижик
Сюжет фильма: Мультфильм рассказывает о встрече человека и инопланетянина, прилетевшего на Землю и пытающегося её изучить посредством имитации увиденных вещей — так же, как мультфильм метафорично показывает нам всю не замечаемую нами красоту окружающего мира.


6 комментариев

  1. Этот мультфильм производства СССР когда-то во времена уже нашего нового «молодого» государства произвел на меня сильное впечатление не столько от замечательного музыкального сопровождения Н. Рота, сколько от пугающего вида того самого инопланетянина и реакции главного героя на внеземного гостя. И только сейчас много лет спустя понимаешь всю абсурдность страха перед непонятным разноцветным объектом, словно как и художник, который под конец картины неожиданно для себя осознал, что это всего навсего дружелюбное создание, а не монстр, пытающийся поработить всех вокруг. И это его осознание весьма закономерно: подхватив мелодию, которую пришелец никак не может правильно исполнить, художник выбирает дружбу, как и свободу в случае с бабочкой и птичкой, а не боязнь и желание обладать.
    Владимир Тарасов создал гармоничную, добрую и умную картину, приукрасив её яркими цветами и красивой мелодией. Как и в своей предыдущей работе «Зеркало времени» 1976 года автор решил затронуть тему внеземного, только в этом случае с призмы гостя на нашей планете, с помощью которого хочет сказать нам, что человек такой же исследователь вселенной, как пришелец, путешествующий по её просторам, и в тоже время такое же живое создание, как и любая другая букашка на Земле. А нам осталось беречь и ценить всех её обитателей.

  2. Очень приятный и умный мультфильм для взрослых. Неуверен, что он понравится детям, дети могут просто не понять, да и к тому же разве детей 2008 года удивишь этим?
    А взрослым смотреть обязательно. Казалось бы, 9 минут, а вместил они в себя столько глубины и смысла!
    Такой добрый, искренний, настойщий мультфильм, который хочется непеременно пересмотреть, причем сразу после первого просмотра, потом еще и еще.
    И, конечно, потрясающая музыка из «Крестного отца», так гармонично вписавшаяся в этот маленький мульт-шедевр, пробирает до костей.
    9 из 10

  3. С самого детства была заворожена этим мультиком по самое некуда. Сидела с открытым ртом и боялась дышать. Не думаю, что я тогда понимала, почему именно, и вообще вряд ли понимала, про что этот мульт. Я, например, вообще не знала, что это инопланетянин, я просто думала, что это такая странная улитка. Я, кроме того, была уверена, что она хочет съесть художника, а не ест его только из-за музыки.
    Короче, сейчас я выросла, а любовь к мультику осталась. И ничего красивее я в жизни не видела, и не слышала, наверное. Иногда бывает так, что сильные детские впечатления остаются детскими впечатлениями, но от этого мультика сила впечатления не ослабевает и не уходит никуда. Всегда буду этому чуду поражаться, сидеть с открытым ртом и бояться дышать. Куда там Диснею до нас; то Дисней, а это — искусство.
    10 из 10.

  4. Не буду петь хвалебные оды саундтреку Нино Ротта — он бесподобен, а в обработке Поля Мариа, вообще звучит волшебно, перейду к самому главному.
    Прочел все отзывы, ни один из рецензентов, почему-то, не написал самого важного: дело не в красотах планеты Земля, не в фантазии художника и режиссера. Вовсе нет. Это мультфильм о ксенофобии и о том, что как бы ни различались формы жизни во Вселенной, у них всегда есть один общий, понятный всем язык — язык прекрасного и язык гармонии.
    Мы входим в кадр под чудесную мелодию из «Крестного отца» и наблюдаем увертюру: вот он, главный герой — Художник, идет по лугу, стараясь не смять лишней травинки и не наступить на какую-нибудь зазевавшуюся бабочку. Он наслаждается красотой природы, ясным солнечным днем, к нему на руку садится птица, и он, с ужасом представив себе ее в клетке, улыбается простой и доброй улыбкой, не сгоняя насильно, а дожидаясь, пока та сама не покинет ладонь. Наличие мольберта и палитры говорит нам о том, что Художник вышел рисовать пейзажи, но уж слишком все здорово вокруг для работы, поэтому он просто ложится на песок у кромки озерной воды, и наслаждается днем, напевая себе под нос.
    Далее нам демонстрируется инопланетный космический корабль приземляющийся совсем рядом от облюбованного героем озерка. Совершенно очевидно, что это — корабль-разведчик, так как пилота не волнуют кулинарные качества заселяющих планету существ, он просто фотографирует все вокруг, и, в меру своих возможностей, старается их понять, принимая формы заинтересовавших объектов и подражая последним. Кстати говоря, внешний вид пришельца не случаен — он похож на улитку, а трудно найти человека, которому улитка была бы не симпатична — режиссерский ход, во многом определяющий харизматичность всего мультфильма.
    Инопланетчик очень любопытен, и его повадки жутко смахивают на поведение собаки: он ощупывает, обнюхивает все привлекшее его внимание. (Обратите внимание — это еще один сильный режиссерский ход: собаки — тоже весьма приятные нам животные).
    Наконец, Художник открывает глаза и наблюдает нависшую над собой вышеописанную улитку с песьими наклонностями. Она чужда естественной биосфере Земли, и герой приходит в ужас. Бросается прочь, а в мозгу его рисуются картины, одна страшнее другой. Он не знает, что перед ним, и, поэтому, боится, приписывая неведомому все возможные склонности и ужасы. Налицо ксенофобия, характерная для любого представителя человеческой расы. Нас пугает то, к чему мы не привыкли, и мы по умолчанию считаем его угрозой.
    Заставив Художника всласть набегаться от пришельца, режиссер подводит, наконец, зрителя: к главной мысли всего мультипликационного фильма. Случайно услышав при приземлении мелодию, напеваемую героем, инопланетянин старается войти в контакт с землянином, повторяя ноты, и отчаянно фальшивя. И до беглеца доходит, что тот, кто поет с тобой одну песню — просто не может оказаться врагом. Осознав эту простую истину, оба быстро находят общий язык — язык музыки, и в обнимку удаляются, бубня дуэтом сблизивший их мотив.
    Еще у Франсиса Карсака проскакивала подобная идея: математика и законы физики во Вселенной могут различаться в зависимости от выбранной точки пространства, а красота, любовь и боль — едины повсюду, Тарасов же ее ярко и лаконично визуализировал.
    10 из 10

  5. Заливные луга, пестрящие пахучими цветами, ворох разноцветных бабочек, бирюзовых стрекоз и изумрудных кузнечиков, голубые небеса с вкраплениями белоснежных облаков, прозрачная вода, ананасовое солнце, полосатая радуга… Райские кущи что ли? Не-а. Всего лишь планета Земля. На ней, оказывается, полно такого добра. Только серым камнем осев в мегаполисах, мало кто его видит…
    Мультипликационная история о творческой личности-художнике, который релаксируя на природе встречает представителя иной цивилизации, в смысловом контексте рассчитана, безусловно, на взрослую аудиторию. Хотя картинка может вполне глянуться и детям. Прорисовка в «Контакте» яркая, чёткая и стильная что ли. Как и сам главный герой-художник, который что ни на есть стиляга: красный длинный шарф, широкополая шляпа, клешеный деним, приталенный пиджачок с плечиками… А какие у него сапоги! Любой пришелец позарится. Вот и бесформенный инопланетянин с рожками на башке, как у улитки и семафорным раскрасом тоже проявил интерес, но, в первую очередь, к человеку. Пытливое существо, до смерти напугав рыжего живописца, устремляется за ним, дабы законнектиться и заодно вернуть обувь, и в процессе погони принимает разные формы: от пресловутых сапогов до бабочки (в зависимости от увиденного). Взгляд через равнобедренные треугольники глаз пришельца и тревожные чёрно-белые фантазии художника напоминают графические творения Мориса Эшера — любителя поэкспериментировать с симметрией и пространством; а в лике человека с мольбертом узнаваемы битловские образы из «Yellow submarine», но от этого мультфильм только выигрывает: это выглядит не плагиатом, а уместной стилизацией. Вообще мультипликаторы тех лет имели гораздо больше свободы, чем, скажем, режиссёры художественных фильмов, и пользуясь этими вольностями, конечно же хитрили. Через анимацию, как через не особо серьёзное искусство, удавалось передать гораздо больше запретного-читай «западного», «неправильной музыки» и зритель это, несомненно, понимал.
    В «Контакте» основным музыкальным содержанием как инструментально, так и а капелла, является известнейшая композиция Нино Роты, написанная для популярного кинофильма «Крёстный отец», второстепенной, но не менее важной темой послужили джазовые импровизации Джорджа Гершвина. Мультфильм свободен от слов, только мелодии да потрясающий визуальный ряд, от которых так и веет раскрепощённостью, искренностью и добротой.
    Стандартный анимационный хронометраж в десять минут, знакомые мотивы и философский подтекст доставят вам удовольствие, но вряд ли изменят ваши жизненные приоритеты. Хотя, кто его знает! Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла…

  6. Мультфильм короткий, но очень красочный и запоминающийся! Поля, луга, голубое небо, идиллия. Особенно подчеркивает это музыка. Казалось бы, всего два персонажа, но за их взаимодействиями интересно следить. Особенную симпатию вызывает непонятное существо. Оно, как маленький ребёнок, любознательно, копирует всё вокруг.
    Картина о мировоззрении, каким мы видим мир вокруг нас, и каким видит он нас. Обязательно посмотрите!
    9 из 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *