Кошкин дом (1958)

Название: Кошкин дом
Год выхода: 1958
Режиссура: Леонид Амальрик
Сценарий: Николай Эрдман, Самуил Маршак
Операторская работа: Михаил Друян
Композитор: Никита Богословский
Продолжительность фильма: 29 мин.
Актёры: Анастасия Георгиевская, Сергей Мартинсон, Вера Орлова, Леонид Пирогов, Елена Понсова, Григорий Шпигель, Георгий Вицин, Ирина Потоцкая, Виктория Иванова
Сюжет фильма: Жила-была Кошка на свете. И жила она не так, как другие кошки: спала не на рогожке, а в уютной спаленке. И был у нее самый настоящий Кошкин дом. Однажды кошка не пустила несчастных котят, которые попали в беду. А вот когда с ней случилось несчастье, котята приютили ее…


4 комментария

  1. Просто великолепный мультфильм. Хорошо нарисован, интересные персонажи. Большой плюс за то, что весь мультфильм в стихах. Особенно понравились поросята. Мультфильм о том, что надо быть добрым ко всем и тогда другие будут добрыми к тебе, или вернее мультфильм даёт нам понять, что надо уметь разбираться в людях. Знать, кто пользуется тобой, а кто действительно твой друг? Ведь кошка была слепа, все с радостью шли к ней на пир, и дружно бросили её в беде. Хотел поставить мультфильму 9 баллов из-за фразы пожарников:
    «Поработали не даром
    Быстро справились с пожаром
    Хоть и Кошкин дом сгорел
    Но, зато весь город цел!»
    Ну да отлично поработали, не смотря на то, что от кошкиного дома остались щепки пепла. Не очень то хорошая работа. Но потом в кадре появились милейшие котята, и даже моё 18 летнее сердце растаяло.
    10 из 10

  2. Сейчас такого не снимают. Именно с этой мыслью вы будете смотреть этот мультфильм, и восхищаться простотой и иронией жизни, которую своеобразно преподнесли через мир животных.
    Здесь каждый персонаж уникален и списан с обычных людей, которых можно встретить на улице. И действительно, кто-то готов придти на помощь, а кто-то с помощью вранья или своей несамостоятельности не в силах откликнуться и сделать доброе дело.
    Такой мультфильм надо показывать детям, когда им лет 5-6. Он воспитает в них качества хорошего человека с помощью своей шуточной формы, которая раскрывает серьезные проблемы.
    10 из 10.

  3. Как известно, «в мире много сказок, грустных и смешных» (с). И сказочных персонажей тоже много. Так вот эта Госпожа — единственный сказочный персонаж, о котором смело могу сказать: ЭТО Я. Я не Белоснежка, не Принцесса Аврора, не Золотая Рыбка, не Огневушка-Поскакушка и уж точно не Баба-Яга. А вот именно эта, как здесь уже до меня написали, неглубокая, хвастливая, гордая и недальновидная, изысканная — и всё-таки (очень верно подмечено) — незлая.
    Мультфильм увидела не сразу: в третьем классе, в 1985 году. Сперва мне попалась пластинка с озвучкой актёров кукольного театра Образцова аж 1947 года. И музыка там была другая, и голоса, и даже слова. Например, в конце хор поёт:
    «Ну и кошка хороша!
    Выступает не спеша.
    У неё такая шуба,
    Что рукой погладить любо!»
    Или вот это — когда они там сказку по кругу рассказывали про то, как козёл в конечном итоге мышей ловить пошёл (в мультике этот эпизод почему-то отсутствует):
    «… Найдётся перед печкой
    Для каждого местечко.
    Пусть дождь и снег стучат в стекло,
    У нас уютно и тепло.
    Поджарим мы колбаску
    И будем слушать сказку…
    …«Нет, это кошка, кошка, кошка!»
    «Друзья, постойте-ка немножко:
    Пока мы спорим два часа,
    Сгорела наша колбаса», — предупреждает кот Василий.
    Где теперь эти чудные строчки у Маршака? Больше ни в одном подлиннике их не встречала, в мультфильме — тоже.
    На той пластинке Кошку озвучивала Софья Мей. К сожалению, лично мне мало что известно об этой Великой Актрисе с большой буквы, только годы жизни (1901-1977). Этот пронзительный голос на пожаре буквально растерзал и ракромсал в клочья душу мне, тогда ещё трёхлетней крошке. И я поняла: ПОЖАР — ЭТО СТРАШНО. И я плакала. И плевать мне было на то, что Кошка совершила плохой поступок и по всем канонам должна быть наказана. Мне было её БЕЗУМНО ЖАЛКО. Бедная, никогда ведь она уже былого богатства и комфорта не восстановит! Жить в раздербанной избушонке, где нет крыши и пол прогрызли мыши (которых она ловить ненавидела), для нежнейшей ангорицы после такого Рая — это, не побоюсь сказать, сплошные болезни, а в итоге и ранняя смерть. Даже любящие племянники и верный Вася не спасут наверняка — подцепит пневмонию киска, и всё тут.
    И почему-то казалось, что такая судьба — это МОЯ судьба. И такой типаж — это МОЙ типаж. Вот также чем-то похвалилась, похвасталась, погордилась, повеселилась с друзьями и посреди совершенно радужного настроения — раз! — обязательно какая-нибудь маленькая гадость. Маленькая, как тот уголёк, выскочивший из печки. Но из такой гадости потом большое горе вырастает. И не обязательно это пожар, а и несчастный случай, и скандал, ссора, круто меняющая дальнейшие отношения, и даже смерть. А начинается с мелочи. Недаром говорят: Дьявол прячется в мелочах. Трудно сосчитать в таком случае, сколько раз я встречалась таким образом с Дьяволом. И называется у меня всё это «симптом кошкина дома».
    И вот в 1985 году увидела я этот мультфильм. На всех героев, уже как на старых-добрых знакомых и друзей смотрела. Обожаю такие реалистичные рисунки и ненавижу кукольных уродов и пластилиновых чертей. Прорисовано всё, всё, всё — как будто документально. Идут котята/гости по дорожке к кошкину дому — а там по бокам видишь абсолютно чётко выстроенные деревянные дома, и все с разными крышами, и даже кое-где окна светятся. А уж пожар-то особенно натурален. Это ж каким трудолюбием и усидчивостью должен был в 1958 году, когда ещё техника съёмок была-таки слабовата в сравнении с нашим веком, обладать художник-мультипликатор, чтоб изобразить и передать так стремительно и правдиво распространяющийся такой настоящий огонь — не аляповато намазанные язычки, а ЖИВОЕ ПЛАМЯ. Со всеми дырами, трещинами и подобающими следами, после себя оставленными. Петушки дерутся, клюют несчастную ангорку, а с неё по воздуху летит натуральный белый ангоркий пух. Коза наезжает на Козла, а тот в страхе мешает карты, а они на пол падают… И всё это подмечено! Где-то кто-то в Сети выказал своё удивление, что мультфильм не 1970 года выпуска, как ему показалось, а 1958-го аж. Так именно тогда и могли снять такое, ибо сильна ещё была советская цензура и советский порядок. С 70-х годов пошло полное разложение не только советской морали, но и искусство потихоньку сдавать начало…
    В версии 1947 года кошачья семья новый дом себе не построила, и тем итог казался ещё более печальным (выше сказано, почему). А здесь, как в той сказке «Теремок» — «лучше прежнего выстроили!» (с). Но и это тоже радует мало: у нашей Госпожи женские, буквально человеческие ручки превратились (приглядитесь) в заурядные кошачьи лапки… Намучилась она всё-таки. А всё из-за старого дурака Васьки, что печку забыл закрыть.
    Да, господи, возьмите вы Маршака и посмотрите: у него ж мелочи всему виной сплошь и рядом! Тот же «Гвоздь и подкова», вспомните. А армянская сказка Ованеса Туманяна в его переводе «Капля мёда»? Там ведь целая война разыгралась из-за капли и мухи, на неё упавшей. Глубокий практик, деловой и деятельный, не витающий в облаках, реалистичный мудрец — Самуил Яковлевич Маршак. Мой идеал поэта и мужчины (особенно внешне).

  4. С детства известные стихи Маршака в этом мультфильме поют. Правда, за прошедшее время звук очень сдал (технически — в дорожке скрипы, хрипы и перескоки), и вообще, если честно, в некоторых местах напевы не к месту, но в целом впечатление сложилось приятное.
    Нарисовано же очень стильно. Я обычно не люблю смотреть про антропоморфизированных зверей, но к образам из этого мультика у меня никаких претензий. Их животный облик смешан с человеческим именно в том соотношении, которое кажется логичным. Того же соотношения добился весьма любимый мной Котеночкин в своем «Ну, погоди!». Возможно, дело в том, что ни человеческие, ни животные пропорции не искажены настолько, что это заметно, не карикатуризированы.
    Очень ярки и характерны практически все образы, что случается нечасто. Представлены не совсем типажи — все же и личности. Изысканная Кошка, милая, любезная, неглубокая — и от того высокомерная, но незлая. Представительница, видимо, уездной «элиты». Ее верный дворник, Василий (кстати, только у него есть имя). Любит он, что ли, свою хозяйку? В общем, если так, его мечта осуществилась — они стали жить одной семьей. Коза и Козел — выходцы из деревни. Коза более «городская», энергичная баба, лидер в семье, муж ее — простой крестьянин, прижившийся под каблуком супруги. Свинья — мещанка, осознающая то, что она «простая женщина» и гордящаяся этим. Курица и Петух — семья военного. Тут верховодит блестящий Петух, а серая женушка тихо устраивает его быт. Разве что котята — добрые сироты, как-то ближе к типажам.
    Пожар в доме нарисован очень натурально, но вот довольно долгая история его тушения — фарс чистой воды, причем затянутый, и это весьма ослабляет середину ленты.
    Поучительная сторона дела полностью совпадает с таковой первоисточника. В общем, можно детям показать этот мультфильм, можно — почитать Маршака, вещи получились равнозначные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *