Новый Гулливер (1935)

Название: Новый Гулливер
Год выхода: 1935
Режиссура: Александр Птушко
Сценарий: Александр Птушко, Григорий Рошаль, Самуил Болотин
Операторская работа: Николай Ренков
Композитор: Лев Шварц
Продолжительность фильма: 75 мин. / 01:15
Актёры: Владимир Константинов, Иван Юдин, Иван Бобров, Фёдор Брест, Михаил Дагмаров
Сюжет фильма: Школьника Петю в пионерском лагере «Артек» премировали книгой о путешествиях Гулливера. Зачитавшись, мальчик засыпает и видит себя на месте «великана», попавшего в страну лилипутов.


5 комментариев

  1. Школьника Петю в пионерском лагере «Артек» премировали книгой о путешествиях Гулливера. Зачитавшись, мальчик засыпает и видит себя на месте «великана», попавшего в страну лилипутов. Но, поскольку Петя, в отличии от своего книжного «предшественника» пионер и будущий комсомолец, то у него иные взгляды на монархическое, лилипутское государство, в котором процветают в роскоши буржуи и живут в нищете работяги. И Петя решает поднять пролетарий этой крошечной страны на революционное восстание…
    «Ребята, какие вы большие!.. Какая жизнь большая!» (с)
    Моя лилипуточка, приди ко мне,
    Побудем минуточку наедине!
    С тобой беспечно, как птица, буду кружиться я,
    Моя лилипуточка, мечта моя!
    Моя лилипуточка, моя любовь,
    Слова перепутавши, пою без слов:
    «Ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля!»
    Моя лилипуточка, мечта моя!
    В кинематографе за время его существования происходили разные эксперименты. Чёрно-белую плёнку раскрашивали, делали комбинацию живых актёров и рисованного фона, совмещали в кадре снятое изображение и анимацию. А так же актёров и кукол. Впервые это было ещё в годы немого кино, когда была снята первая экранизация «Затерянного Мира»(1925) — тогда все динозавры были «кукольные». Позже нечто подобное, но более изобретательно было проделано в «Кинг Конге» (1933). В оригинальной картине про привезённого с экзотического острова обезьяна, были и вымершие ящеры и гигантские птицы и насекомые. По тем временам такие невиданные спецэффекты поражали публику. Вполне возможно что голливудские блокбастеры могли смотреть руководители нашей страны. И после очередного такого просмотра, заказать отечественным кинематографистам нечто подобное. И так как ужасы в советском кино были не в чести (их вполне хватало в жизни- 30-ые годы -время сталинских репрессий захлестнувших буквально всю страну), то единственным возможным вариантом были сказочные картины. Именно в те годы появился в нашем кино такой жанр -«сказка». И его первые мастера -тёзки: Александр Птушко и Александр Роу. Но если второй тяготел к переносу на экран старых русских былин и сказаний, то первый снимал современные сюжеты с агитационной подоплёкой. Ярким примером в этом плане может служить его фильм-сказка «Новый Гулливер», снятая и вышедшая на экраны в 1935-ом году.
    «Гулливер… э-э-э.. Пионер — не курит и не пьёт!» (с)
    В этой картине были совмещены как живые актёры, так и кукольная анимация и рисованные задники. Картина почти что целиком снималась в павильоне «Мосфильма», лишь только с парой сцен отснятых на натуре. В фильме было задействовано более 1500 кукол! А так же специально построен целый лилипутский город с улицами, площадью, домами и роскошным дворцом. Много раз приходилось снимать одинаковые дубли, так как движения всех «членов массовки» (кукол) снимались покадрово! Оператор картины Неколай Ренков проявил чудеса своего визуального видения ленты, и заснял всё очень шикарно и в статичных, запоминающихся ракурсах. Музыка Льва Шварца звучит пафосная, забавная и местами героическая. Все компоненты были проработаны от и до. Фильм благодаря старанию создателей не устарел технически и спустя почти что 80 лет! Конечно, имею в веду -мультипликацию. Как кукольный мультфильм «Новый Гулливер» всё ещё актуален, и в состоянии произвести впечатление тем, с какой оравой кукол режиссёр имел дело на съёмках картины!
    Так же был найден хороший исполнитель главной роли -Владимир Константинов. Этот мальчишка-подросток приятной наружности, обладает харизмой и ко всему прочему может играть. А поскольку он почти весь фильм проводит в обществе кукол, то способность «держать картину», для него очень важна. Странно, что снявшись тут в главной роли, Володя решил не продолжать карьеру в кино, а поступить по окончании школы в Инженерно- строительный институт.
    Фигурки капиталистов были вылеплены в духе плакатов тех времён: уродливые, пузатые, на тонких ногах. В то же время каждая фигурка была своеобразной, индивидуальной. Фигурки же рабочих были менее уродливы, но все слеплены по одному шаблону, из пластилина, на проволочном каркасе. Их фигуры целиком из одноцветного материала, с хорошо прорисованными чертами лиц, но при этом невозможно даже понять, есть ли на них рубашки. Сделано это было специально, чтобы «пролетарии» не выглядели пародийно.
    В фильме иногда смешиваются эпохи: капиталисты разъезжают в автомобилях, но в старинных париках; Фо-Ля изображён во фраке, но носит обтягивающие лосины и парик; солдаты используют противогазы, но одеты в латы (хотя в целом их силуэт напоминает французских солдат конца Первой мировой — Межвоенного периода). Начальник тайной полиции одет в «мушкетёрский» костюм 17-ого века, с ботфортами и широкой шляпой с пером, а первый министр уже по моде начала 18-ого — в парике, камзоле и панталонах. В то же время полицейские одеты как классические английские «бобби» — в плащах-пелеринах и высоких шлемах, а пожарные экипированы в форму, типичную для первой половины 20-ого века и 1930-х годов…
    В детском фильме нашлось также место пародии на буржуазное и «антинародное» искусство, с которым яростно боролись в СССР. Упаднические любовные романсы, в частности в исполнении Вертинского, были знаком мелкобуржуазной, дореволюционной и эмигрантской буржуазной жизни, Шансоны должны были их пародировать. Однако по иронии судьбы песня антрепренёра Фо-Ля «Моя лилипуточка» стала народной классикой, как и песни Вертинского, которые она пародировала…
    Сегодня может показаться, что детское кино слишком агитационно. Революция, борьба рабочих с угнетателями-буржуями и пламенные речи Гулливера-пионера -всё это не сочетается с детской картиной. Возможно так. Но раньше по иному не снимали. Тогдашнее советское кино ставило перед собой не только цель развлечь, но и воспитать растущее поколение. Сегодня такого в нашем кино, к сожалению уже нет. А те, кто посмеются над отважным мальчишкой, и назовут его позёром и шутом-будут в корне не правы. Да, сегодня его речи про монархию и рабочий народ и фразы типа -«Вы всех бьёте, кто на вас работает?!» — выглядят наивно. Но тогда это было, что называется -«эпизоды под аплодисменты». И всё это снималось с верой в то, о чём рассказывалось. Ведь для живущих в 30-ые, минувшая Гражданская война была не за горами… Что-же касается актёра Володю Константинова, то он был призван в армию во время Финской компании, затем, с началом Великой Отечественной, в 41-ом ушёл на фронт. Прошёл практически всю войну, героически погибнув под Таллином в 1944-ом…
    На мой взгляд, сегодня глупо ругать кино той эпохи, тем более нечего не зная про жизнь и судьбы его создателей. Под час они были не менее трагичны и героичны, чем судьбы их кино-персонажей…
    9 из 10
    P.S. Фильм Александра Птушко не забыт и сегодня. Скоро ему «стукнет» 80 (!), а его всё равно время от времени крутят по ТВ, и можно приобрести на DVD. А это ли не показатель того, что фильм стал классикой, и перестал зависеть от времени?!

  2. Ну кто не помнит советские фильмы-сказки? Кому не знакомы имена наших главных кино-сказочников, Птушко и Роу? Да наверняка у многих, именно с советских сказок, увиденных в далёком детстве, началась любовь к кино вообще! Мне тут захотелось вспомнить какую-нибудь из таких картин детства. Первой на ум почему-то пришла старейшая лента, — аж 1935 года, — «Новый Гулливер» Александра Птушко.
    Да, это Вам не «Три богатыря и Шамаханская царица», не «Шрек», и даже, прости Господи, не «Аватар». Да, этой ленте более семидесяти пяти лет. Да, она чёрно-белая. Да, в ней есть такие старомодные персонажи, как пионеры и пролетарии. Да, разумеется, в ней много идеологии, в том числе, в виде маршевых песен про «детей народа» и «мир труда». И да, картина эта прекрасна, смотреть её — одно удовольствие.
    Какое 3D, какая графика, и что вообще такое компьютер?! Перед Вами один из первых в истории полнометражных объёмно-мультипликационных фильмов, то есть такой, где полноправными персонажами выступают куклы. Куклы здесь не просто двигаются и разговаривают, они ещё и танцуют, и поют, и дерутся, и даже умирают, и даже… устраивают революцию! А ещё их здесь очень много, — говорят, около 1500 персонажей, — и все они разные, со своей индивидуальностью, что называется. Эти персонажи составляют свой уникальный мир, весьма похожий, кстати, на наш, человеческий, с добрыми, и злыми, с угнетателями, и угнетаемыми, с обидчиками, и защитниками, с реакционерами, и революционерами, ну и так далее. Одним словом, это уменьшенная модель мира, капиталистического мира.
    В основе сюжета ленты лежит всем известная часть классического романа Джонатана Свифта, рассказывающая о приключениях Гулливера в Лилипутии. Совершенно восхитительным образом история XVIII века советскими авторами была «обновлена» до советских стандартов 30-х гг. Гулливером, так сказать, новой формации стал пионер Петя Константинов, во сне увидевший себя гостем в стране лилипутов. В Лилипутии, конечно же, угадывается сатира на страны буржуазного Запада. И здесь просто заглядение, какие созданы замечательные, гротескные, порой ужасающие образы. Тут и полоумный монарх, открывающий рот под записанные на пластинку речи. И дерущиеся парламентарии. И кучка мерзких царедворцев, «серых кардиналов», держащих в своих лапах реальную власть. А особенно поражают почерневшие от угнетения пролетарии, живущие и работающие в подземелье на предприятии очень напоминающем Дно из «Метрополиса» Ланга. Все рабочие как один слеплены со знаменитой скульптуры Шадра, и тут уж остаётся только гадать, что имели ввиду авторы, то ли коллективизм, то ли обезличенность класса. Ну и конечно же, очень мил сам Петя Гулливер-Константинов. Просто прекрасны эти его пылкие и наивные: «Вы всех бьёте, кто на вас работает?», «Пионер… эм… Гулливер не курит и не пьёт!», «Какие мелкие душонки!», и финальное — «Ребята, какие вы большие! Какая жизнь большая!»
    Так вот, Гулливер, оказывается не в восторге от образа жизни прогнившей лилипутинской буржуазии. Упадническим слезливым романсам он уверенно противопоставляет пионерские марши, пением которых распугивает всех в округе. В это же самое время угнетённые пролетарии смекают, что Гулливер-то «свой», и решают подключить его к вооруженному восстанию. Кровопролитное столкновение постанцев и царской армии перерастает в революцию. Гулливер топит флот противника, повстанцы взрываю фугасами вражеские танковые дивизии. После безуспешного бегства гибнет царская фамилия и все её приспешники. Власть переходит то ли к народу, то ли к Гулливеру. Последний, во всяком случае, очевидно, возомнив себя вождём свершившейся революции, провозглашает открытие митинга «Свободной Лилипутии». Любопытно, что эти слова поднимают на смех другие пионеры. Одним словом, есть что-то крамольное в этом «Новом Гулливере».
    Ну, а если серьёзно, то «Новый Гулливер» — это классическая картина, опередившая своё время, милая, добрая и смешная, заслуживающая того, чтобы её смотреть и пересматривать.
    10 из 10

  3. Это кино сложно оценить по достоинству современному зрителю. По идее и стилистике повествования он, конечно, устарел, а некоторые моменты могут вызвать лишь саркастическую усмешку. Ведь если вдуматься, то кроме как агитационным материалом этот фильм назвать сложно.
    Но посмотрите на год издания. 1935. Это же довоенные годы, когда кинематограф ещё только должен был развиваться. А в «Новом Гулливере» уже творились необычайные вещи. Взять хотя бы для примера сложнейшие для того времени комбинированные съёмки человека и кукол. Я, честно говоря, ума не приложу, каким образом без современных технологий создателям это удалось. Даже сейчас эти кадры вызывают восхищение мастерством обработки.
    Да, могу признаться, у меня сводило челюсть от звуков горна и выспренних речей о международной дружбе и поддержке рабочего класса. Но для тех людей это было ново. Даже больше, это был их смысл жизни. И это кино — символ их надежды.
    Недаром пионер Петя Константинов говорит в финале фильма с горящим взором : «Какая жизнь большая!» Он не играет. Это звучит искренне. И щиплет за сердце мысль, что у этого — то мальчика жизнь как раз будет маленькой… Володя Константинов, сыгравший Гулливера, погиб в марте 1944 года под Таллинном… Это была его первая и единственная роль…
    У таких фильмов, как этот, практически всегда нет отзывов. Они не интересны современникам, искушённым различными иностранными stop-motionами и 3D. Но я считаю, что нам необходимо уважать труд наших невероятно талантливых, но, к сожалению, подзабытых режиссёров и даже больше. На их примере наша страна просто обязана поднять отечественный кинематограф из того мусора, что выпускают сейчас. Не сочтите за излишний патриотизм, но Голливуду в те годы такой «Гулливер» и не снился.
    Так что пусть хоть кого — то мой маленький отзыв сподвигнет на просмотр этого необычайного кино. Это уже будет нашей общей маленькой победой в деле воскрешения нашего великого кинематографа.
    И ещё, мне бы очень хотелось увидеть и другие рецензии на этот фильм. Я не думаю, что голливудские блокбастеры заслуживают их больше, чем наши, действительно, шедевры.
    Мой маленький взнос
    10 из 10

  4. Сюжет фильма «Новый Гулливер» не представляет ничего интересного: пионер попадает в монархическую Лилипутию и совершает пролетарскую революцию; но совсем другое дело с техникой исполнения.
    Это первый в мире полнометражный фильм, где сочетается игра актёров с объёмной мультипликацией. Специально для фильма было сделано более 1000 кукол (в разнеых источниках указаны разные числа: от 1500 до 3000), причём если каждая «буржуазная» кукла была индивидуальной, то «пролетарий» делался с одного макета.
    Этот фильм, хоть идеологически направлен против монархии, на самом деле представляет собой пародию на всю революцию: рабочие здесь выглядят не менее карикатурно, чем остальные. «Новый Гулливер» ещё раз доказывает, что в Советском Союзе были гении… но, к сожалению, многие из них не смогли себя реализовать из-за цензуры…
    7 из 10

  5. фильм сильный, сейчас такое снять не смогут. Это ж нужно было столько всего сделать руками, а до этого придумать, нарисовать и слепить. А чего только стоит невинный взгляд гулливера, человека столетней давности. А вообще это рисунок с жизни землян — все это было до гулливера, было в то время, есть сейчас (дурачки правители, повстанцы, угнетенный народ и т. п.) и будет дальше. В общем фильм из малого списка шедевров мировой кинематографии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *