Орлиное перо (1946)

Название: Орлиное перо
Год выхода: 1946
Режиссура: Дмитрий Бабиченко
Сценарий: Георгий Березко
Операторская работа:
Композитор: Алексей Аксенов
Продолжительность фильма: 9 мин.
Актёры: Леонид Пирогов, Юлия Юльская
Сюжет фильма: О трусливом зайце, который, надев орлиные перья, вообразил себя орлом.


2 комментария

  1. Если говорить по-пионерски честно, то разочарованные фразы о якобы не удержанной планке или сетования о том, как что-то могло быть лучше — не слишком конструктивны, и неважно, какой жанр попал под огонь критики. В конце концов, и даровитые советские мультипликаторы не были способны конвейерным путем создавать шедевры, которые стали бы милы детям, но придуманные бравады ради творения не заслуживают снисхождения, даже если были созданы трудами только-только отошедших от войны энтузиастов. Подчеркивать выгодное отличие нашего «Ну, погоди!» от западных «Тома и Джерри» можно до сих пор, в том числе потому, что волк с зайцем обходились без явной демонстрации насилия, зато гарантированно дарили море веселья юному зрителю. Но за несколько десятилетий до появления мультфильма Котеночкина группа художников-мультипликаторов представила совершенно иной взгляд, о том, как следует защищаться тщедушному зайцу от всяких забияк.
    Видать не зря люди с такой энергией принялись рисовать лесные страсти, если медведь предстает чуть ли не героем первого советского боевика в анимированном, правда, виде. А как доходит дело до колоритной сцены, в которой длинноухий бегунок оказывается в роли слюнявчика для свирепого бурого хищника (о, он еще и телекинезом владеет, так и знайте!), малолетних зрителей стоит в ужасе оттащить подальше от экрана. Сама по себе идея проучить зловредного медведя при помощи неожиданно обретенной храбрости похвальна, но если в качестве наглядного примера выбран орел, героически расшвыривающий стаю ворон, то стоит со скепсисом отнестись к задумке мультипликаторов. Три перышка, что упали с небес на серого зайку, сгодились для обретения дерзкой внешности а-ля индеец, но как этакий глоток озверина это неочевидное средство. Стартующая с орлиного преображения беспощадная охота за шкурой неубитого медведя может показаться очень забавной, но мораль в стиле «клин клином вышибают» — это, как говаривал герой гайдаевской комедии, «не наш метод».
    Косность и надоевшее однообразие, вообще-то, не самые лучшие на свете вещи, но когда дело касается предельно честного и простого мультфильма, в ход идут только однозначные трактовки, годно детям — не годно. Судьбу не обманешь, и рисованным зайцам предписано улепетывать от медведей, спасая драгоценную шкурку и хвостик, но повод ли это демонстрировать натуральные издевательства, особенно по советским-то меркам? На этот вопрос может быть два варианта ответа, но если еще не забыть о более чем заурядной анимации и примитивном музыкальном сопровождении, то у мультфильма Дмитрия Бабиченко и Георгия Березко остается совсем мало аргументов в пользу просмотра, если конечно не считать таковыми симпатично прорисованную чету зайцев. Орлами каждый бы залюбовался, впитать их силу и храбрость — совсем не прегрешение, однако оставшаяся неубедительно раскрытой идея о потаенных возможностях характера лишает горделивую птицу уникальности — не специально же ушастому впредь на дерево лазать, когда «заряд» иссякнет, в самом деле. Были бы зайцы отважными гонителями голодных хищников, вряд ли бы они были так симпатичны подрастающему поколению. Когда на смену трусливому бегунку приходит агрессивный драчун, способный для пущего устрашения нацепить козлиный череп, об эффективном воспитательном методе говорить не приходится. Пособие для задир и обидчиков, в котором, учитывая суровые нравы современного общества, едва ли есть потребность — вот наиболее емкая характеристика неудачного мультфильма. Поэтому лучше приберечь детское сознание для гораздо более достойных творений по-настоящему даровитых советских мультипликаторов.

  2. Как-то раз, советские мультипликаторы глянули мультики выпущенные «кампанией Микки Мауса» и решили, а чем мы хуже? Давайте снимем точно такие же мультфильмы, только вместо злых людей будут не менее злые звери, после чего «порадуем» детишек. Сказано сделано и вот перед нами мультик, который отчаянно пытается выглядеть лучше зарубежных аналогов, но лишенный самого главного, того за что мы и любим продукцию «Союзмультфильма», а именно — души. Но обо всем по-порядку. Итак, это — «Орлиное перо».
    Жил себе заяц, не тужил. Он никого не трогал, радовался жизни и уже собирался устроить романтический ужин с зайчихой, но тут пришел злой медведь, который начал издеваться над косым, избивать его, а затем и вовсе использовал зайчишку как салфетку после чего выбросил. Кошмарная несправедливость, да. И зайка, в отчаянье сидит на дереве, куда его забросил «дядя Миша» и смотрит на то, как гордый орел сражается со стаей ворон, разя последних насмерть. Заяц, понятное дело, был в восторге от этого «шоу» и после того как орел улетел (Не иначе как к ближайшей речке, где и преставиться от ран), косой подумал, что он ничем не хуже и нацепив на себя орлиные перья пошел бороться с несправедливостью, в нашем случае с медведем.
    И да, мультик жесток. Я бы даже сказал чудовищно жесток. Мало того, что в кадре постоянно кто-то кого-то бьет, издевается или убивает, так еще и косолапый мишка выглядит жутковато и у детей от его лицезрения явно будут кошмары. У меня бы точно были если бы я в детстве увидел сей «милый мультик». Что же касается основной идеи мультфильма, то она заключается в том, что зверятам/детям необходим пример для подражания и да это хорошая идея, но подана она ужасно. Ведь мало того, что орел убийца и зайцу это по нраву, так косой возомнил себя орлом и пошел бороться с несправедливостью. Отбросим на минуточку ехидные комментарии на тему Брюса Уэйна, все-таки «Бэтмен» это далеко не та история, которую будешь показывать пятилетним детям и поговорим о другом. Каждый человек является личностью и ему не надо пытаться становиться другим человеком, чтобы решить накопившиеся проблемы и заяц не обязан был нацеплять на себя перья, он мог просто вдохновиться «подвигом» орла и пойти бить морду мишке… Звучит ужасно для детского мультика, ага. Заяц мог остаться собой и с помощью хитрости попытаться отомстить косолапому. Но нет — жестокая месть, вот наш выбор!
    Что до анимации, то в глаза бросается разве что косой, которого сделали похожим на зайца из мультфильма об оленёнке Бэмби, в то же самое время, как все остальные звери, в том числе и пейзаж нарисованы простенько, ну или в случае с медведем и воронами — отталкивающе. Я уж не говорю о том, что мишка косолапый силен в телепатии и ему даже не надо брать ягоды, сами летят ему в рот. Ленивые аниматоры? Они самые.
    Итог? Ужасный мультфильм, который возводит насилие в абсолют и от того, та мораль что была заложена в нем принимает прямо противоположное значение. Ни в коем случае не показывайте детям.
    3 из 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *