Перевал (1988)

Название: Перевал
Год выхода: 1988
Режиссура: Владимир Тарасов
Сценарий: Кир Булычёв
Операторская работа: Кабул Расулов
Композитор: Александр Градский
Продолжительность фильма: 30 мин.
Актёры: Александр Кайдановский, Василий Ливанов, Александр Пашутин, Г. Семенихин, А. Горенбейн
Сюжет фильма: Космический корабль терпит крушение на неизвестной планете. Его пассажиры живут в отрыве от Земли и пытаются вернуться к кораблю, чтобы подать сигнал SOS.


7 комментариев

  1. Я знаком с произведениями Кира Булычева «Поселок» и «Перевал». Этакий вариант «Робинзона Крузо» в космической интерпретации. Звездолет потерпел аварию на далекой планете, и уцелевшим людям приходится там выживать. Присутствуют в них, конечно, некоторые нелогичные моменты. Выходя на чужую планету, люди ЗАБЫЛИ оружие. А что такое НАЗ (набор вещей для выживания) в век космических перелетов, похоже, никто и не слышал (хотя таковые были на судовых шлюпках еще в 19 веке). Но это ничего, в целом произведения интересные, можно было снять на их основе хороший мультфильм.
    Однако то, что мы видим в данном мультфильме, можно характеризовать двумя словами — абстрактное искусство. Ну, это знаете, когда на холст выливают банку краски, грубо размазывают, и говорят, что эта картина изображает вечерний закат и наполнена глубоким смыслом (а кто не понял, сам дурак). Вот и здесь тоже самое — какие-то галлюцинации больного человека, не имеющие никакого отношения к творчеству Булычева. Единственный момент, когда картина становится более-менее адекватной — сцена в каюте звездолета. А потом все вновь погружается в хаос, сюрреализм и абстракционизм. Похоже, этот вид «искусства» близок персонально Василию Ливанову. Поскольку тоже самое мы видим в ужастике «Синяя птица», к созданию которого он приложил руку.
    Остается только поблагодарить руководство «Союзмультфильма» и персонально В. Ливанова за то, что в «Тайне третьей планеты» его участие ограничилось лишь озвучкой. Страшно представить, в какой галлюциногенный бред превратились бы приключения Алисы Селезневой, если бы г-н Ливанов участвовал в написании сценария.

  2. Повесть «Перевал» обязательна к прочтению тем, кто думает, что Кир Булычев — автор подростковой фантастики, где «Алиса, миелофон у меня!», а жители Великого Устюга за руку здороваются с инопланетянами и приглашают их в гости на чашечку чая. Несмотря на то, что главные герои «Перевала» — также дети, содержание повести способно произвести впечатление даже на взрослого человека. Чуждый человеку мир другой планеты, где застряли люди с разбившегося космического корабля, на восьмидесяти страницах выписан объёмнее, чем во многих многословных романах. Кроме того, здесь есть смерть, пронизывающий холод, монстры, словом, безоблачное детство не так и безоблачно, а приключения сулят не только веселье.
    Очевидно, тридцать минут хронометража — очень мало для полноценной экранизации повести, ибо «Перевал» очень насыщен, несмотря на малый объем. Но Владимир Тарасов и не снимал экранизацию. Сохранив все ключевые моменты, он создал вокруг них свою поэтическую фантазию на тему похода троих детей и одного взрослого за припасами и оружием через перевал к кораблю, потерпевшему крушение полтора десятка лет назад. Опасная, хищная планета готовит опасности на каждом шагу, мир вокруг иллюзорен, но неиллюзорно жесток, он зыбок и переменчив, чужд и непонятен человеку. Только дети, выросшие здесь, умеют находить красоту в непостоянстве пейзажа, умеют дружить с немногочисленными мирными животными, которых по старой доброй традиции называют «козлами». Умеют выживать.
    Один из парней родился на корабле, и это путешествие для него превращается в возвращение к детству, к маленькой погремушке, к бутылочке недопитого молока, к кроватке, на которой сейчас он бы не уместился, даже свернувшись в клубочек. Небольшая каюта, ставшая когда-то для него местом рождения — то единственное, что выглядит знакомо, по земному, привычно нашему взгляду. Потому что поверхность планеты постоянно меняет очертания, козел похож на помесь броненосца с мухой, а космический корабль футуристичен до полной геометрической абстракции.
    Итак, мы имеем крайне непритязательное сюжетно (четверо ушли к кораблю, трое вернулось, вот и всё), но виртуозное и эмоциональное произведение. Мультфильм исполнен в желто-черных красках, он рассыпается в руках, убегая из ладоней сквозь пальцы, как пески Сахары. Здесь люди живут в пространстве, которое ни секунды не сохраняет своей формы, и даже огромный параллелепипед звездного ковчега ежесекундно грозится обернуться супрематическим раем Малевича. И только память помогает протянуть нить Ариадны, создать нечто постоянное, надежное, и только негромкий звук детской погремушки слышно в оглушающей космической пустоте.

  3. Очень тернистым был мой путь к просмотру мультфильма. Года два назад я, на одном из каналов ТВ, успел застать лишь конец фильма. Потом какое-то время (несколько месяцев) я пытался разузнать название. В общем я посмотрел «Перевал».
    Очень интересная работа. Похоже в основу был положен один из лучших фантастических рассказов 20-го века. Когда смотрел, то испытал немало переживаний. Огромную роль сыграла музыка: идеально подобранная, заполняющая почти весь хронометраж, она буквально играет доминирующую роль. Сам мультфильм местами утопает в артхауз, что нисколько не мешает, а наоборот предлагает зрителю домыслить историю.
    Содержание картины имеет очень большой и глубокий смысл. Это, кстати, излюбленная тема российских (советских) писателей фантастов. Я имею ввиду гордое шествие земного человека (человеческого социума) по дальним уголкам вселенной и встречающего на своём пути мощные испытания. Но, не смотря на то, что тема не нова, это никоим образом не влияет на зрительский интерес.
    Вообще, я порекомендовал бы посмотреть «Перевал» абсолютно любому зрителю, мне кажется он никого не оставит равнодушным. У меня даже есть предложение включить мультфильм в школьную программу, так как эмоции рождающиеся в процессе просмотра только «очищают» человеческую душу.

  4. «Посёлок» — моя любимая книга Булычёва. А «Перевал» — лишь первая её часть. Сначала я посмотрела этот фильм, и лишь затем прочла книгу. Тем, кто хочет узнать, «что было дальше», советую сделать то же самое.
    Томительно-грустная история выживания горстки людей в экстремальных условиях незнакомой планеты.
    Почти двадцать лет назад здесь потерпел крушение космический корабль — далеко в горах. Несколько выживших семей преодолели опасный горный перевал, чтобы спуститься в долину и основать Посёлок — новый дом для себя и своих детей.
    Образованные, воспитанные развитой цивилизацией бывшие космонавты, учёные, врачи вынуждены каждый день бороться за существование, строить скудный быт, день за днём теряя товарищей.
    Без надежды на возвращение, без связи, без помощи извне.
    Несмотря на трудности, поколение старших — Старый, Томас, мать Олега и другие — изо всех сил стараются сохранить то немногое, что у них есть — обрывочные знания, собственную культуру, а главное — память о «другом» прошлом и надежду на «светлое будущее» детей.
    Дети — Олег, Марьяна, Дик — в чём-то опередили родителей: они лучше приспособлены к выживанию в диких условиях, они лучше знают Планету и даже умеют её любить.
    Год за годом жители Посёлка пытаются вновь и вновь штурмовать Перевал — чтобы наладить связь в покинутом корабле. И знают, что дойти смогут не все. И надеются, что дойдет хотя бы один.
    И вот они отправляются в поход к Перевалу, за которым, заброшенный, но не забытый лежит корабль. Этакий Ковчег, спасший небольшую часть человечества в космическом Океане, а теперь — лишь символ старой, позабытой, но такой прекрасной жизни, которую нынешнее поколение детей может увидеть только в мечтах.
    Трудный, полный опасностей, путь для кого-то станет последним, а для других — лишь началом нового пути — к Надежде.
    Этот мультфильм, с его особой фантасмагорической стилистикой, так замечательно передаёт и атмосферу книги, и её философию, и традиционный для русской фантастики вопрос морального выбора, как не смог бы ни один кинофильм.
    Отдельным персонажем действия становится музыка, она прекрасно оттеняет скупые диалоги и неуютный пейзаж. Великолепно поработали художники — несмотря на скупую палитру красок, образы стали только чётче и ярче.
    Очень качественный фильм, сделанный в лучших традициях советской мультипликации.
    Рекомендую всем любителям российской фантастики.
    8 из 10

  5. По сути «Перевал» — это уникальная вещь. В основу мультфильма легла жесткая, очень сильная повесть Кира Булычева. Но авторы мультфильма взяли лишь костяк сюжета повести, позаимствовав скорее мощную, мрачную атмосферу, утрировав её бескомпромиссным дизайном основанным на картинах математика Анатолия Фоменко.
    Профессор математики Фоменко был талантливым художником-сюрреалистом. Его черно-белые апокалиптические картины-сны можно было увидеть в рамках ежегодных тематических конкурсов на страницах журнала «Техника-молодёжи», на выставках «Ученые рисуют» и на обложках его собственных учебников. К сожалению, в 1990-х Фоменко забросил искусство и его захватила «новая хронология». «Перевал» редчайший пример оживления его графики, так и не случившийся если бы не режиссер Владимир Тарасов, любивший эксперименты (стоит взглянуть на его фантастические мультфильмы: «Контакт», «Возвращение» и др.). Сам Тарасов не рисовал, но в орбиту его интересов часто попадали одаренные художники.
    Ко всему прибавим прекрасную работу художников-мультипликаторов: оригинальная рисовка персонажей, оживление фоменковских фантазий. Плюс до боли знакомые голоса актеров. Под стать картинке и музыка Александра Градского, с великолепной экзистенциальной песней «Театр» на слова Саши Черного.
    Итог: Перевал — шедевр мультипликации, заслуженно входящий в списки самых безумных космических аниме всех времен и народов.

  6. Очень стильный мультфильм.
    Повесть Булычева я не читала. Мультфильм — скорее притча, чем фантастика. Как легко слетает налет цивилизации с человека, оказавшегося вне ее, но как неустанно человеческий разум ищет путь к прогрессу.
    На планете Перевала все представляется почти лишенным цвета, округлым, изменчивым. Для нового поколения это, впрочем, привычно, и лишь старик Томас живет мечтой о возврате к разбившемуся кораблю — через геометрические формы наружности корабля, еще лишенные цвета, к его сердцу — привычному для землян и цветному.
    Первым делом на пути к прогрессу человек находит вкусную еду, потом оружие — это довольно характерно. И только потом — и то не может сразу разобраться — средства связи как залог пути к цивилизации. Собственно, мы в двадцатом веке средства связи и нашли (изобрели, конечно). Дальнейший путь — учиться.
    8 из 10

  7. Одно из лучших свойств картин любого характера — это открытая концовка. Не всегда она сочетается с общим настроением, и делается красиво и соизмеримо со всем произведением, но может помочь. Здесь вся картина есть фактически описание состояния пленения планетой некогда потерпевшей крушение на громадном корабле космической экспедиции.
    Наиболее тревожные моменты для команды во время пути по поиску корабля сопровождаются роковыми советскими композициями, пейзажи в стиле байкерских death-metal рисунков смотрятся непревзойденно, несмотря на беспристрастность рецензента к этому виду творчества-искусства, а моменты наивысшего трепета героев при виде невероятных размеров и во многом усложненного устройства корабля музыкально еще обрабатывают зрителя самым известным произведением Баха.
    Почти в каждом моменте сюжета трагедия не просто потерянности оставшихся в живых людей, а более того чувствуется просто невероятное расстояние, на которое сам корабль ушел от Земли, видна вся сложность выживания и безвыходность ситуации, в которой тем не менее удается растить детей и уже подростками настраивать их на отважные походы и отдавать им отчасти неопытным всю полноту решений, от которых будет зависеть не только существование дальнейшее, но и возможность выбраться из этих затерянных мест Вселенной.
    При минимальных недоработках в визуальностях, когда на пути путешественников не встречается множества преград, когда нет, казалось бы, насыщенности того мира, куда занесло космических странников, картина сильна именно атмосферой борьбы и легкой советской патетикой покорения космоса, радует многими оригинальными подходами в художественном описании, и уделением внимания чувствам некоторых героев. Сочетание мрачности окружающего мира, мрачности самого существования экспедиции с надеждой и стремлением вырваться из плена планеты, а не каких-то инопланетных культур, крайне идет мультфильму и делает картину если не как произведение, то фантастически и эмоционально достаточно сильной. Воздействует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *