Русалочка (1968)

Название: Русалочка
Год выхода: 1968
Режиссура: Иван Аксенчук
Сценарий: Александр Галич, Ганс Кристиан Андерсен
Операторская работа: Михаил Друян
Композитор: Александр Локшин
Продолжительность фильма: 29 мин.
Актёры: Нина Гуляева, Лидия Королёва, Роза Макагонова, Анатолий Папанов, Владимир Трошин, Юлия Юльская, Виктория Иванова
Сюжет фильма: По мотивам сказки Г. Андерсена. Фильм о любви и дружбе. Русалочка влюбляется в прекрасного принца и спасает его от гибели. Чтобы быть с ним рядом Русалочка лишается своего голоса в обмен на человеческое обличье.


10 комментариев

  1. Несчетное количество раз смотрела я советскую «Русалочку». И каждый после финальных титров я испытывала грусть. Иногда ревела даже. Но все эти, казалось бы, негативные эмоции были удивительно светлыми! Ведь эта сказка не-ве-ро-ят-но точно и просто повествует нам о любви. «Да, дорогие дамы и господа, это была любовь. Любовь безнадежная и прекрасная…» говорит нам рассказчик.
    И я влюбляюсь в Принца вместе с Русалочкой. И я, как и она, не могу вымолвить ни слова, когда узнаю о страшной участи. Невероятная самоотверженность Русалочки является образцовым примером жертвенности во имя любви. В коротком мультике раскрыт удивительно взрослый и сложный вопрос: «На что можно пойти ради того самого чувства?»
    Сама анимация, музыка, композиция мультфильма — всё создает свой неповторимый подводный мир. Хрупкость и прозрачность, огромные глаза Русалки, зловещий (наверное, самый зловещий из всех мною услышанных) смех госпожи Ведьмы и вставки о мечтах намертво впечатывают этот шедевр анимации в сознание. Погрязая в рутине, пропитываясь каждодневным цинизмом, найдите вечером полчаса и посмотрите «Русалочку». Чтобы не забывать, что должно быть движущей жизненной силой.
    Dixi et animam levavi.
    10 из 10

  2. «Юбилейную», двухсотую рецензию посвящаю сайту «Кинопоиск», который, собственно, и предоставляет приятную возможность их писать.
    В 1968 году вышла, наряду с «Ромео и Джульеттой», и еще одна экранизация всемирно известной трагической истории любви — наш мультфильм «Русалочка».
    Обрамленная сатирической, и, по-моему, не вполне уместной присказкой о туристах, «Русалочка» все же является очень Андерсеновской постановкой. Именно русские, почему-то, особенно хорошо «ловят» настроение сказок Андерсена. Наша Русалочка — безымянная морская дева, тонкая, полупрозрачная, болезненно-хрупкая… в мире, выдержанном в мрачных тонах, в мире готических линий и плоских силуэтов, она встречает Принца, что в ее глазах — идеал мужчины. Вечный возлюбленный. Избранник. Первая и единственная любовь.
    Осторожно, говорит нам уродливая, но умудренная жизнью ведьма, осторожнее влюбляйтесь. Любовь заставляет измениться (изменить своему естеству, что может быть тяжелее), заставляет приносить жертвы, заставляет страдать. Любовь молчалива и обречена, и от нее разрывается сердце…
    Да и, чаще всего, направлена она на недостойный ее объект. Этот Принц, с поразительной легкостью приносящий клятвы и изменяющий им — не такой уж идеал, каким кажется бедной Русалочке.
    Русалочка же жертвенна до конца. Впрочем, последний ее поступок мог быть продиктован не столько любовью… не каждый может стать убийцей даже ради спасения собственной жизни, для этого требуется определенная жестокость, прагматизм и самолюбие, чего героиня этой сказки лишена в принципе. Есть к ней и пара вопросов… например, если «не должны умирать красивые, не должны умирать храбрые», то что, уродливые и трусливые пусть умирают, что ли? Не будь принц красив, она что, спокойно смотрела бы, как он тонет?.. И вообще, странная постановка вопроса: должны, не должны. Не этим ведь руководствуется милосердие…
    Хотя мультфильм сильный, да. Он не детский, но и нельзя сказать, что «взрослый»… прекрасно стилизованное, законченное произведение, в меру правдивое. Хорошее.

  3. Очень может быть, что маленькие дети не смогут в полной мере оценить этот мультфильм, и предпочтут ему яркую и динамичную версию Диснея. Я же, отдаю пальму первенства именно этому, советскому мультику.
    Я люблю этот мультфильм за прекрасную (как по исполнению, так и по звучанию), песню Русалочки; за фрагменты Токкаты и фуги Ре минор Баха; за то, что остались неизменными ключевые моменты: готовность Русалочки терпеть страдания ради возможности быть с Принцем, а затем — готовность умереть, ради его жизни. Стремление сестер помочь Русалочке, отдав все, чем они владеют. Но несмотря на всю трагичность этой истории, финал мультфильма торжественен. Музыка, слова экскурсовода, статуя Русалочки в лучах солнца — вот что делает конец возвышенным, а не мрачным.
    И пусть в советском мультфильме не могли показать, что Русалочка обрела бессмертную душу и вознеслась к Богу. Ее сделали бессмертной в сердцах миллионов зрителей.

  4. Эта история близка всем молодым девушкам — первая любовь, как обычно, всегда заканчивается печально. Но тут девушка смогла отдать жизнь за свое чувство, она пережила прекрасные моменты со своим возлюбленным принцем, и готова отпусть его, сделав счастливым с другой.
    Мультфильм, скорее, больше подойдет для взрослой категории людей, которые знают, что такое терять и отдавать. Мне понравилась и сама задумка с туристами в Дании, понравилось, что вся история повествуется от лица рассказчика — экскурсовода.
    Необычная рисовка, которая смотрится гораздо красивее новых спецэффектов. Но самое прекрасное — песня русалочки, она гораздо лучше на мой взгляд, чем у диснеевского мультфильма, хоть и намного короче. Но она даже звучит более воодушевляюще, из за нее действительно хочется жить. А голос… Права была ведьма, что потребовала его за уплату, ведь он прекрасен.
    эту версию знаменитой сказки в первый раз надо смотреть девочкам лет 14, когда в их жизнь приходит то самое невесомое чувство.

  5. Разве мало людей испытывали несчастную любовь? Согласитесь, таких людей очень много. Наша жизнь не бывает во всем справедлива по отношению к какой-то определенной личности. То же показано и в этой замечательной экранизации Г.-Х. Андерсена.
    Сама история весьма трогательна и мелодраматична. Безымянная Русалочка, которую очень любили сестры, очаровательна. Она не покорилась судьбе, которая, казалось, с самого начала была против их любви, ведь Русалка и человек — несовместимы. Но она покорилась выбору принца.
    Что касается прорисовки, то мне кажется, несмотря на то, что качество ее не на самом высшем уровне, прорисовка все же придает особый шарм этому мультфильму. Сравнивать с Диснеевским мультфильмом этот, по-моему, невозможно, так как это две совершенно разные истории. Та, как мне кажется, более детская, а эта для зрелых умов.
    Особое внимание следует уделить композитору. Музыка и песня, звучащие в этом мультфильме, поразительны. Они тоже поднимают этот мультик на уровень уже, как было сказано, «более зрелый».
    P.S. Если не должны умирать красивые и храбрые, то почему умерла?…

  6. Они действительно были невероятными. Произведения этого автора у нас издавались массовыми тиражами и даже входили в школьную программу. Но были так изрезаны цензурой, что непонятно, зачем вообще их было издавать. Что видно на примере этого мультфильма.
    Содержание «Русалочки» в оригинале такое. Сие морское существо не хочет умирать и хочет получить бессмертную душу, чтобы попасть в рай. Для этого ей надо охмурить человека, что она и пыталась сделать (неудачно). Из юношеского максимализма она отказывается возвращаться в море (она в рай, на небо хочет, а эта глубоководная помойка ей без надобности) и умирает. Тут выясняется, что ее усилия по обретению души (корыстная, по сути, цель) были оценены и душу она все-таки получает. Мораль здесь вроде «кто ищет, тот всегда найдет». В конце русалочка плачет от радости (сбылась ее главная мечта), а иностранцы до сих пор в недоумении, с какого перепуга в России считают финал этой сказки печальным и трагичным.
    Разумеется, в мультфильме эти религиозные моменты выброшены (но ничего не добавлено взамен), поэтому получилась полная бессмыслица. Помню, в детстве я видел советский мультфильм «Одна лошадка белая», про то, как наплевательски некоторые молодые люди относятся к своим престарелым родственникам. Произвело сильное впечатление, сразу захотелось навестить своих бабушек и дедушек.
    А какие выводы должны сделать дети из данной экранизации «Русалочки», к каким действиям она их побудит? Что не надо влюбляться и создавать семью, потому что это опасно для жизни? Что надо телепатически угадывать, какой именно человек тебя спас, и заключать брак только с ним? Очень странная мораль.
    К тому же, всегда замечал, что советская «Русалочка» особенно нравится неким озлобленным (невостребованным?) представительницам женского пола. Которые почему-то увидели здесь историю о том, как потрясающе благородная девушка влюбилась в недостойного человека, который ее предал. А чем предал-то? Он что, обещал русалке жениться (если она превратится в человека), но не сдержал своего слова? Ничего подобного там не было. Никаких обещаний женитьбы принц русалке не давал, превращаться в человека — это была исключительно ее инициатива, на свой страх и риск. И как он должен был догадаться, что женитьба на другой убьет ее? Телепатией?
    Но кое кто, видимо, считает, что если девушка соблаговолила полюбить, то на ней непременно обязаны жениться. А если еще и спасла (ничем не рискуя, ведь русалка живет в море), так спасенный и вовсе должен стать ее рабом. Вариант, что мужчина может не ответить ей взаимностью и сам полюбить другую, в качестве нормы ими не рассматривается. За такую дерзость и «предательство» своей госпожи, по их мнению, убивать надо (а если не убила — ну такая прямо благородная, такая героиня!). В некоторых отзывах к диснеевской «Русалочке» я видел высказывания вроде «здесь принц не такая сволочь как в оригинале». В оригинале он осмелился не влюбиться в русалку — да уж, и правда редкостная сволочь, заслуживающая не иначе как смерти. Каждый человек сам выбирает себе супруга, хоть некоторые особо отмороженные и больные на голову феминистки считают, что мужской пол это низшая раса, которые такого права иметь не должны.
    В конечном итоге, стоит признать, что диснеевская «Русалочка» намного лучше. Не только из-за качества картинки или счастливого конца. Хоть там и довольно примитивная любовь на основе внешности, но детям хотя бы не внушается мысль «любовь — это плохо». Которую мы видим в советском варианте.

  7. Необычная сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка» мне нравилась с детства. Она является очень трогательной и грустной историей любви. Мы видим, как юная русалочка всплывает на поверхность и видит принца на корабле. Она спасает его после кораблекрушения и мечтает быть с ним. Морская ведьма помогает русалочке обрести ноги, но забирает ее голос. Мы видим печальную историю милой русалочки, ее любовь и выбор между жизнью и смертью…
    Данный советский мультфильм далекого 1968 года был показан весьма оригинально и необычно. Мне этот короткометражный мультфильм запомнился с детства, и недавно я его с удовольствием пересмотрел. В этом советском мультфильме история русалочки была показана трогательна и печальна, так как она и описывается в сказке Г. Х. Андерсена.
    Недавно музыкальная группа «Флер» создали клип из этого мультфильма на свою песню «Я сделаю это». Клип оказался чудесным, а песня олицетворяет судьбу и выбор этой русалочки. Если Вам нравится этот мультфильм, то тот клип обязательно посмотрите.
    «Русалочка» — советский, короткометражный мультфильм 1968 года. Мультфильм длится 29 минут, и он насыщенный и показан со вкусом. Для меня это небольшой шедевр, и я люблю этот мультфильм.
    P.S. «И ты превратишься в морскую пену…»
    9 из 10

  8. Очень трогательная и глубокая история о любви и жертвенности, которую можно рассматривать бесконечно и с разных сторон. Немного пугающий мультфильм, предназначенный скорее для взрослых, но в этой мрачной атмосфере свое очарование и своя магия.
    » Ничего я не видела, только ЕГО!». Русалочка, пораженная этим странным чувством- любовь, уже не может представить свою жизнь без принца, и чтобы быть с ним, она готова пойти на любые жертвы. «-И если он возьмет в жены другую, то на заре твое сердце разорвется на части, и ты превратишься в морскую пену ! -Пусть…» А не так ли бывает в жизни ? Только тут это показано очень возвышенно и прекрасно. В жизни все, к сожалению, гораздо менее возвышенно.
    Меня на самом деле жертва сестер тронула даже больше, чем жертва Русалочки. Русалочка не смогла погубить возлюбленного, может, потому, что не смогла бы жить без него, может, потому что рука не поднялась, хоть он и с другой. Для Русалочки легче было умереть. А вот сестры, которые отдали все, чтобы избавить ее от смерти… Я не хочу углубляться в это и убивать всю романтику. Все равно это смотрится на высшем уровне.
    Отдельно хочется отметить озвучку, которая делает мультфильм уникальным. У нее действительно очень красивый голос… А интонации просто завораживают.
    10 из 10

  9. Великолепный мультфильм! В нём есть что-то живое, трогательное… Хотя и очень грустно в конце, но я за канон. Что мне не нравится в Диснеевском мультфильме, это то, что там happy-end… Хотя у Диснея другого быть не может.
    Очень мне нравится песня и голос самой Русалочки…
    Есть что-то мрачное, пугающее, но это мультфильм не портит.

  10. Это прекрасно.
    Это так трогательно и красиво!
    Обратите внимание на волшебную красоту всех русалок, на их глаза, на прозрачные голубые хвосты.
    Посмотрите как печально и как красиво опускает Русалочка голову, когда Принц говорит: «Мы с тобой отыскали её! Ты я думаю рада, не правда ли?»
    Как она может быть рада, когда это превратит её в морскую пену, когда Принц отдал свое сердце другой? Но она ничего не может сказать, она отдала ведьме свой голос, и все что ей остается-это печально и покорно склонить голову.
    Посмотрите, как звенели в её голове слова ведьмы: «А если твой принц возьмет себе в жены другую, то на заре твое сердце разорвется на части и ты превратишься в морскую пену!«когда она несла шлейф принцессы!
    Как её сестры русалки принесли ей волшебный сосуд, в котором была спрятана буря, а она бросила его в море.
    10 из 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *